Эко-туризм или экотуризм (от eco-tourism)
– это тренд, появившийся совсем недавно. Когда мир начал потихоньку съезжать с катушек по поводу здоровья и экологичности, веганы расплодились повсюду, а окружающая среда стала достаточно обсуждаемой темой, компании, недолго думая, подстроились под желание потребителей потратить больше денег на спасение этой самой среды, а следственно, и себя самих.
Большая часть компаний с таким позиционированием всего лишь используют «зеленый пиар» - неискренние попытки казаться «зелеными», чтобы взвинтить на этой благодатной почве свои ценники. Туристическая индустрия также не осталась в стороне и теперь многие организации рекламируют свои услуги, как экологичные, в целях привлечения клиентов и создания в их глазах красивого образа чистоты, и безвредности для окружающей среды.
Так что же такое экотуризм и насколько он экологичен? Давайте разбираться
Экотуризм – это устойчивая форма туризма, подразумевающая под собой путешествия в относительно нетронутые человеком места, а также сохранение первоначальной чистоты местности. Все это означает, что участник зеленого туризма должен соблюдать несколько принципов: минимизировать свое влияние на среду, постараться убедить других людей уважать природу, сделать эко-туризм взаимополезным, как для туристов, так и для принимающей стороны, поощрять местных жителей в поддержании чистоты местности и охране природы, ну и не скупиться, чтобы регион развивался и продолжал радовать все стороны.
Как вы думаете, сколько организаций действительно соблюдают эту концепцию экотуризма, а сколько просто прикрываются лестной картинкой «зелености»? Исходя из своего опыта путешественника, думаю, что около 70% компаний используют «зеленый пиар». Экотуризм в России — это вообще одна большая шутка. Состояние экотуризма в РФ находится настолько в зачаточном состоянии, что мне смешно об этом писать.
Возьмем Мариотт, или любой другой крупный гостиничный комплекс. Они могут убедительно говорить о том, как сокращают количество производимых их деятельностью отходов, перерабатывают туалетную бумагу и снижают напор воды в душе, но уже исходя только из их огромных размеров их невозможно отнести к поистине «зеленым,» организациям. Одним только своим существованиям они уже нарушили первоначальную чистоту местности.
Понять их можно, если бы Мариотт был действительно «зеленым», то практически никто не стал бы в него заселяться из-за высокой стоимости номеров. Действительно экологический туризм только для богатых.
А потому, компании чаще просто наводят внешний лоск «зелености», вроде той же туалетной бумаги, и только единицы действительно меняют свою экотуризм бизнес модель и конструируют свои будущие отели совершенно по новому типу.
А что насчет взаимополезности? За исключением нескольких туроператоров, мало кто поддерживает местное население хоть каким-либо значительным способом. Крупные операторы недоплачивают или задерживают зарплаты своим работникам, нанятым из числа местных жителей, переводят крупные суммы в головной офис свой компании, вместо того, чтобы оставить деньги в местной экономике. Только потому, что такие компании обеспечивают местных рабочими местами, не означает, что они делают какой-то весомый вклад в развитие региона.
Сам по себе рынок экотуризма не вреден. Туристы приезжают, не мусорят, узнают что-то новое и возвращаются домой с впечатлениями и чувством, что они молодцы - все посмотрели и не навредили матушке природе. Все довольны, люди новым опытом, компании хорошим профитом. И все.
Единственную настоящую надежду я вижу лишь во фразе «устойчивый туризм», т.е. рассчитанный на длительную перспективу, и для меня она никак не связана с экотуризмом, что у всех на слуху. Я вижу экотуризм, как способ не навредить и узнать что-то новое, одноразовый такой туризм в скафандрах. В устойчивом же туризме чувствуется что-то обнадеживающее, сотрудничество с жителями и действительное развитие местного региона, культуры и самобытности. И в этой нише вы не найдете крупных туристических компаний, чей вклад заканчивается на установке энергосберегающих лампочек.
Действительно «зеленые» фирмы, обеспечивающие настоящий экотуризм, не могут быть крупными, это всегда небольшие туроператоры, которые изменили стратегию своего бизнеса и его структуру. Они закупают местную продукцию, нанимают местных жителей и относятся к ним уважительно, а не как к дешевой рабочей силе, стараются минимизировать влияние на природу от своего присутствия, насколько это возможно, и просвещают туристов в области экологии.
И эта часть экотуризма многообещающа. По-настоящему помогать улучшать и развивать местный регион вместо того, чтобы просто убедить своих клиентов что они молодцы, ведь природу берегут!
Я уверен, что у экотуризма в мире есть будущее, и эта тенденция затянется надолго. Конечно, было бы лучше, если б организации не ограничивали свой вклад лампочками и туалетной бумагой, а содействовали улучшению и развитию регионов, в которых они ведут свой бизнес.
Источник: www.travelest.ru/stati/eko-turizm-chto-eto-takoe