Юрта и космогония юрты
Юрта
В старину у каракалпаков бытовали обычная юрта кара-уй, покрытая темным войлоком и торжественная юрта отау-уй, покрытая светлым войлоком, максимально украшенная и, в основном, предназначенная для новобрачных. При глинобитных домах строили крытый двор, в котором на зиму устанавливали юрту. Летом юрту ставили близ арыка, в тени деревьев усадьбы. Внутри устраивали воздушный коридор, приоткрывая покрытие стен. В наше время юрту используют только в знойное лето.
Начинают установку юрты с двери. Разные юрты собирают из 6, 8, редко 12 складных частей (канат) и несущей решетки (кереге). Её можно установить или разобрать за несколько часов.
Конструкция юрты каракалпаков имеет свои особенности. Спицы свода прямые и согнуты только к нижнему концу, поэтому крыша имеет вид конуса. Крышу и решетку юрты скрепляют широкими белыми лентами. Затем крышу покрывают войлоком, а стенки — двойным слоем циновки, так как с XIX в. юрту ставят только летом. Издревле вход в юрту каракалпаков был с юга. В этом случае, «почетное место» напротив входа оказывается самой комфортной частью помещения — летом прохладной, зимой теплой. Венец крыши (шанарак) состоит из двух обручей, соединенных пикообразными шпильками. Шанарак своей массой держит каркас юрты, служит световым окном, а в старину, когда в юрте жили зимой, он служил и дымоходом, поэтому очаг ставили в центре помещения. В юрте не должно быть случайных вещей, это древний закон единства пользы и красоты. Так, у каракалпаков каждая тканая узорная дорожка юрты, украшая её, служит для практического скрепления каркаса и покрытия. Дорожками стягивают решетку стенки и спицы свода, фиксируют циновку покрытия стенки (ший) и войлок кровли (кийиз).
Космогония юрты
Издревле люди отождествляли юрту с моделью космоса, разделяя её помещение на две равные части. Так выражалась идея равновесия противоположных начал, их извечного взаимодействия. Это было представление о миропорядке, бесконечности жизни и незыблемости мироздания. Отсюда деление интерьера на две зоны — мужскую он-жак и женскую сол-жак. Он-жак располагалась слева от входа, здесь держали верхнюю мужскую одежду, музыкальные инструменты, снаряжение для коня, орудия мужского ремесла и охоты. Это место считалось обителью духов-покровителей. В зоне сол-жак располагались тюки с одеждой, подставки (саб-аяк) для крупной посуды и продуктов, котлы, сосуды с водой, предметы женского ремесла. Зонирование интерьера связывалось и с древним 12-летним зодиакальным календарем Мущель.
В юрте сакральными зонами считались: вход босага (порог), центр ошак (очаг) и сектор напротив входа — тор (почетное место). На тор делался декоративный акцент, над ним протягивали сетку бес-кур из красных узорных лент кызыл- кур. Стенка тор украшалась ковриками и паласами, к ней ставили шкафчики для мелкой посуды сандык — со стопкой одеял и ковровых сумок каршин. Тор означал место хозяина дома, в случаях приема почетных гостей это место уступалось им, или распространялось в сторону он-жак.
Венец купола шанарак и очаг воплощали символ солнца и его ипостась — огонь, воспринимались как столп вселенной и родовой знак. К ободу венца подвешивали обереги аяк-бау, которые изготовлялись из пряжи. Они означали луч (нур) и плетку шамана (камшы). Перекрестие венца ориентировали по сторонам света, и оно всегда было открыто, закрываясь лишь в непогоду. Это позволяло наблюдать за звездами и солнцем (часы).
Источник: www.karakalpakstan.travel